Главная / История профсоюзов
07.09.2016
Из истории социального партнерства: примирительные камеры
100 лет назад, в августе 1917 года, в России было издано Положение о примирительных учреждениях. Фактически, впервые социальное партнерство было закреплено на законодательном уровне. Временное правительство настаивало на том, чтобы конфликты между трудом и капиталом подлежали обязательному примирительному разбирательству. Поэтому вскоре после Февральской революции, в марте 1917 года, при участии правительства была образована Центральная примирительная камера в Петрограде. Позднее Примирительная камера появилась при Министерстве труда. Примирительные камеры организовывались по предприятиям, по районам, по отдельным отраслям промышленности. Они состояли из равного числа рабочих и предпринимателей. В случае возникновения конфликта стороны обращались к комиссару труда с просьбой о возбуждении процесса. Однако решения примирительных камер не были принудительными. В случае отказа сторон выполнить решение примирительной камеры предусматривалась возможность обращения к третейским судам – высшим примирительным инстанциям. Решение третейского суда было обязательным. В случае недостижения соглашения между сторонами предусматривалась возможность обращения в Центральную примирительную камеру.

Примирительные камеры за рубежом

Первые попытки создания специальных органов по разрешению коллективных трудовых споров были предприняты в начале XIX в. Так, во Франции первый «Совет сведущих людей», созданный на паритетных началах из представителей работников и работодателей, был образован в 1806 г. в Лионе. Но это был скорее прообраз специализированных судов по трудовым делам. В этом французском городе в октябре 1830 г. представители рабочих ткацких фабрик и работодатели при посредничестве префекта смогли выработать тарифное соглашение. Впрочем, фабриканты его вскоре начали массово нарушать, на что рабочие ответили восстанием лионских ткачей. Приоритет в развитии института примирительного посредничества принадлежал Англии, где в 40-х годах XIX в. создаются примирительные камеры, организованные практически во всех значительных промышленных центрах. Они создавались как по инициативе работников, так и инициативе работодателей. Исполнение их решений базировалось на реальном соотношении сил спорящих сторон и высоком уровне их исполнительской дисциплины. Подобно самому коллективному договору, акты разрешения трудового конфликта имели силу джентльменского соглашения. Широкую известность получил случай, когда рабочие судоремонтного предприятия в Гартельпуле во время выполнения экстренного заказа потребовали повышения заработной платы сверх оговоренного союзом предпринимателей и союзом рабочих. Предприниматель обратился в Центральное бюро рабочих союзов, где ему порекомендовали увеличить заработную плату, что и было сделано. Итогом этого трудового конфликта стало то, что Центральное бюро получило от предпринимателя счета переплат и по окончании работ самим рабочим союзом эти переплаты были потребованы от рабочих и возвращены предпринимателю.
Позднее правовая регламентация примирительно-третейского разбирательства на Западе получила значительное распространение. Германский Закон «О порядке на производстве» 1869 г. установил: «Отношения между самостоятельными предпринимателями и наемными работниками являются, за исключением ограничений, установленных государственными законами, предметом свободной договоренности». Этот же Закон обосновал право на официальное признание профсоюзов со стороны работодателя. Это означало и право на участие профсоюзов в трудовых спорах. Во Франции в 1892 г. принимается Закон о примирительных комитетах, согласно которому споры об интересе могли рассматриваться и в третейских судах. Наконец, в Англии в 1896 г. принимается Акт о промышленных соглашениях. Примирительно-посреднические процедуры здесь по-прежнему имели добровольный характер, но отличались достаточной эффективностью. Всего к 1910 г. в Англии было 282 примирительные палаты, которые за 1901–1910 гг. рассмотрели 7,5 тыс. конфликтов и только в 104 случаях примирительному соглашению предшествовала стачка. По Закону 1919 г. в Англии создаются промышленные суды, назначаемые министром труда из представителей сторон и нейтральных членов. В 1901 г. в Германии принимается Закон о промысловых судах, осуществлявших как судебные, так и примирительные функции.
В случае возникновения трудовых конфликтов государственное вмешательство в Англии чаще всего выражалось через добровольное примирение (посредничество) либо через добровольный арбитраж. Последний осуществлялся через промышленные суды. Решение таких судов исполнялось строго добровольно. Согласно тому же Закону 1919 г. могли создаваться комиссии по расследованию трудовых конфликтов, в том числе без согласия сторон. Их доклады с рекомендациями представлялись непосредственно парламенту. В США создается система добровольных примирительных органов, занимающихся улаживанием трудовых конфликтов. В других странах наряду с названными процедурами использовались принудительное примирение и арбитраж.
По принятой тогда классификации принудительный арбитраж осуществлялся в двух формах: канадская система и принудительный арбитраж «в тесном смысле». Канадская система была связана с изданием Закона 1902 г., согласно которому разбор трудовых конфликтов, возникающих на железной дороге, подлежал обязательной передаче в организации примирительно-третейского разбирательства. В 1907 г. этот порядок был распространен и на другие общественно значимые предприятия (транспорт, связь, пищевая промышленность и др.). Забастовки и локауты запрещалось проводить без предварительного рассмотрения трудовых конфликтов в названных органах.
Первыми государствами, которые ввели принудительный трудовой арбитраж «в тесном смысле», стали Австралия (1904 г.) и Новая Зеландия (1894 г.). Он проводился на паритетных началах и состоял из двух стадий. Сначала трудовой спор передавался в принудительном порядке в особую комиссию для примирения сторон. Если примирение достигалось, то решение комиссии приобретало обязательный характер. При недостижении соглашения спор передавался в арбитражный суд для рассмотрения по существу. Суд выносил обязательное решение, не подлежащее обжалованию. Стачки при этом полностью запрещались.
Наиболее прогрессивным большинством исследователей признается законодательство Веймарской Германии. Указом Совета уполномоченных от 23 декабря 1918 г. здесь учреждаются примирительные камеры, рассматривавшие не только споры о праве, но и споры об интересе. В 1926 г. принимается германский Закон о создании отдельной системы судов для разрешения трудовых споров.
Таким образом, примирительные учреждения на Западе в начале ХХ в. делились преимущественно на два вида: 1) примирительные камеры, которые представляли собой согласительные комиссии, сформированные на паритетных началах; 2) третейские суды, состоявшие из нечетного числа судей. При этом в третейских судах председатель с решающим голосом не должен был представлять интересы ни работников, ни работодателей. Споры об интересе рассматривались главным образом в примирительных камерах, а третейские суды рассматривали преимущественно споры о применении уже установленных условий труда (споры о праве).
 

Попытки создания в России

Россия едва не оказалась в авангарде стран, осуществивших законодательное нормирование трудовых споров. Уже в 30–40-е годы ХIХ в. частью промышленников осознавалась недостаточность только карательных мер и среди них приобретает популярность идея примирительного разбирательства с рабочими. 1 марта 1834 г. Московское отделение мануфактурного совета рассматривало проект создания «мануфактурной расправы», т.е. своеобразного промышленного суда, призванного разбирать взаимные жалобы предпринимателей и рабочих, капиталистов и помещиков, а также конфликты между фабрикантами. Но проект был отклонен. В 1843 г. Отделение вновь вернулось к нему, но встретило сопротивление Департамента мануфактур и торговли и история повторилась. В 1865 г. был разработан проект Закона «О промышленных судах» по рассмотрению трудовых споров. Разбирательству промышленного суда должны были подлежать конфликты, связанные со стачками, дисциплинарными штрафами, возмещением рабочим за увечье и т.п. Предусматривались две стадии: мировое разбирательство и собственно суд. Для мирового разбирательства при промышленном суде предполагалось создать особый комитет из двух членов (по одному от рабочих и хозяев). Проект этого Закона в 1866 г. поступил на заключение в Министерство внутренних дел, но был отложен. На аналогичных принципах предлагал учредить промышленные суды В.И. Ленин в 1899 г.
В дальнейшем вопрос об учреждении промышленных судов поднимался неоднократно, особенно после 1905 г. Так, Министерство торговли и промышленности разработало законопроект о промышленных судах и представило его в апреле 1906 г. Особому совещанию по рабочему вопросу. Одним из его авторов был В.П. Литвинов-Фалинский. Суды должны были строиться на паритетных началах (одна половина заседателей избирается рабочими из своей среды, другая – предпринимателями) при нейтральном председателе, утвержденном Сенатом. В юрисдикцию этих судов включаются споры между рабочими и работодателями на почве договора найма труда. Предполагалось, что эти суды будут включены в общую судебную систему, а жалобы на их решения будут разбираться съездами мировых судов и судебными палатами. Но данный законопроект так и не был внесен на обсуждение в Госдуму.
Выработанные российской наукой положения о примирительно-третейском разбирательстве трудовых конфликтов в России до 1917 г. оставались только в законопроектах. Так, межведомственные совещания (1905–1906 гг.) подготовили 10 законопроектов, в том числе и о представительстве рабочих в промышленных судах и страховых организациях; о стачках и профсоюзах; о тарифных (коллективных) соглашениях. Но ни один из них не обрел форму закона и не увидел свет.
 

Примирительные камеры в России

Ситуация в России круто изменилась после Февральской революции 1917 г. Уже 10 марта 1917 г. состоялось соглашение между Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов об учреждении, с одной стороны, заводских (местных) примирительных камер, устав которых был принят 22 апреля, и, с другой стороны, одной Центральной примирительной камеры для всех профсоюзов Петрограда, устав которой принимается 31 марта 1917 г. Они формировались на паритетных началах рабочими и предпринимателями. Решение заводских камер могло быть обжаловано в Центральную камеру, решение которой было обязательно для спорящих сторон.
Временное правительство подготовило законопроект о примирительных учреждениях, согласно которому примирительно-посреднические процедуры объявлялись добровольными и обращение в них осуществлялось соглашением сторон. Законопроект по своему содержанию был близок к однородным законам Германии и Франции. В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах, создаваемых для разрешения трудовых споров. Примирительные камеры формировались на паритетных началах из представителей от рабочих и предпринимателей. Они учреждались по территориальному принципу или в отраслях промышленности. Если примирительная камера не могла разрешить спор, то дело передавалось в третейский суд, создаваемый также на паритетных началах.
Проект закона Временного правительства о стачках отличался большим радикализмом. Он легализовал политические стачки, исключал имущественную ответственность их организаторов и участников. Даже за сообщение данных об участии работника в забастовке другому предпринимателю предусматривалась ответственность в виде ареста до трех месяцев. Такая же мера ответственности была установлена за препятствование забастовкам. Этот проект предоставлял российским рабочим право на забастовку в большем объеме, чем это было закреплено в законодательстве других европейских стран.
В советский период первоначально трудовым спорам уделялось довольно большое внимание как со стороны законодателя и политических деятелей, так и со стороны ученых. Еще первая Программа партии, принятая II съездом РСДРП в 1903 г., включала требования об учреждении во всех отраслях народного хозяйства промышленных судов, состоявших из равного числа представителей рабочих и предпринимателей. В середине 1918 г. была проведена коренная реорганизация конфликтных органов, созданных Министерством труда Временного правительства. Эта функция почти всецело перешла к созданным в то время отделам труда как структурным подразделениям Народного комиссариата труда (НКТ), действовавшим на основании Положения об отделах труда. На последние возлагалась обязанность создавать примирительные камеры и третейские суды, которые стали возникать явочным порядком при отсутствии законодательной базы. В Постановлении СНК от 25 июля 1918 г. определялось, что в коллективных договорах должны содержаться указания о работе расценочных и технических комиссий. Таким образом, к середине 1918 г. трудовые споры разрешались по меньшей мере девятью органами, которые по большей части имели неопределенные функции и нормативную базу. Среди них были даже отделы борьбы труда с капиталом. В данной ситуации определенным было только то, что в самих коллективных договорах должны были устанавливаться органы и порядок разрешения трудовых споров. Обычно в качестве таких органов предусматривались расценочные и технические комиссии на предприятиях, а затем местные тарифно-расценочные комиссии. Последние создавались на паритетных началах администрацией и фабрично-заводскими комитетами и разрешали в том числе и споры о праве.
КЗоТ 1918 г. не содержал раздела о порядке разрешения трудовых споров. Порядок создания и деятельности расценочных комиссий, упомянутых в его ст. 61,115,118, законом не был определен и должен был оговариваться в коллективных договорах. В период действия КЗоТ 1918 г. профсоюзы играли значительную роль не только в деле установления условий труда, но и в разрешении споров по поводу применения законодательства о труде. Кроме того, трудовые конфликты рассматривали отделы труда (местные, областные). На решение отдела труда могла быть принесена жалоба в вышестоящие органы вплоть до Народного комиссариата труда, решения которого по жалобе признавались окончательными и не подлежали дальнейшему обжалованию.
КЗоТ 1922 г. определил структуру органов по разрешению трудовых конфликтов: 1) примирительные органы (расчетно-конфликтные комиссии (РКК), примирительные камеры и третейские суды) и 2) судебные (трудовые сессии судов).
РКК являлись первой инстанцией по разрешению конфликтов, возникающих на почве применения трудовых и коллективных договоров (споры о праве). При недостижении соглашения в этой инстанции спор передавался по соглашению сторон в органы примирительного разбирательства (примирительные камеры и третейские суды), а при отсутствии соглашения – в суд. Споры по поводу заключения и изменения коллективных договоров (споры об интересе) разрешались в примирительных камерах и третейских судах. Примирительные камеры и третейские суды формировались при участии сторон, не являлись обязательными (принудительными) формами разрешения трудовых споров. Конфликтные комиссии на предприятиях, а также разрешение трудовых споров профсоюзами и НКТ, что практиковалось ранее, Кодекс не предусматривал.
Новое Положение о примирительных камерах и третейских судах было принято СНК 23 марта 1923 г. Согласно ему все споры, связанные с заключением и изменением коллективных договоров, должны были рассматриваться в этих органах, что согласовывалось с требованием ст. 171 КЗоТ. В новой реакции этой статьи от 27 сентября 1926 г. дела в примирительную камеру и третейский суд направлялись только по соглашению сторон. В примирительных камерах, созданных на паритетных началах, решение принималось по взаимному согласию. Если согласие не было достигнуто, то дело передавалось в третейский суд. Если в последнем представители сторон также не приходили к согласию, то решение принималось одним суперарбитром, который назначался по согласию сторон, а при его отсутствии – органом Народного комиссариата труда. Отметим, что примирительно-посреднические органы не работали на постоянной основе, а собирались периодически по мере необходимости и действовали при соответствующих органах НКТ. Всего в 1922 г. из рассмотренных примирительными камерами и третейскими судами дел 81,5% были связаны с коллективными договорами. Из них 83,5% касались заключения и изменения коллективных договоров, т.е. являлись спором об интересе, 1,8% – толкования коллективного договора, 5,5% – неисполнения или нарушения условий коллективного договора, 9,2% – других случаев.
ЦИК и СНК СССР 29 августа 1928 г. утвердили первый общесоюзный акт, регулирующий разрешение трудовых споров, – Правила о примирительно-третейском и судебном разбирательстве трудовых конфликтов. В качестве примирительно-третейских органов по-прежнему выступали РКК, примирительные камеры и третейские суды, Положения о которых были приняты НКТ 12 декабря 1928 г. К конфликтным функциям РКК относилось рассмотрение споров искового характера, т.е. споров о праве. К расценочным функциям РКК относились утверждение и изменение норм выработки и сдельных расценок, установление и изменение условий труда, утверждение порядка предоставления отпусков и др. В этой части РКК могли рассматривать и экономические споры, причем как коллективные, так и индивидуальные. Примирительные камеры и третейские суды создавались при органах НКТ и разрешали споры по вопросам заключения, изменения, дополнения и толкования коллективных договоров, а также споры, связанные с установлением или изменением условий труда, не получившие разрешение в РКК. Трудовые споры искового характера они не рассматривали. Названные Правила предусматривали деление трудовых конфликтов на исковые и неисковые. А.Е. Пашерстник, анализируя Правила 1928 г., писал: «По своему содержанию споры, рассматриваемые в РКК, могут касаться или установления условий труда (эти споры называются неисковыми, или спорами неискового характера), или выполнения условий труда, уже установленных законом, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, ведомственными инструкциями, приказами и т.д. (эти споры именуются исковыми или спорами искового характера)». Согласно Правилам 1928 г. решения РКК, примирительных камер и третейских судов были окончательными и не нуждались в утверждении другой инстанцией. Они могли быть отменены только органами труда в порядке надзора по основаниям, предусмотренным в законодательстве.
Таким образом, в России в период НЭПа сформировалась система разбирательства как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. КЗоТ РСФСР (1922 г.) предусматривал два вида разбирательства: принудительное – в особых сессиях народных судов и добровольное примирительное – в расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах, организуемых на началах паритетного представительства сторон. В судебном порядке разрешались трудовые споры о нарушениях узаконений о труде, а также коллективных договоров, поскольку эти нарушения преследовались в уголовном порядке. Расценочно-конфликтные комиссии, примирительные камеры и третейские суды рассматривали любые индивидуальные трудовые споры, а из коллективных споров, как правило, споры по заключению, выполнению, толкованию, изменению коллективных договоров и тарифных соглашений. В примирительные камеры и третейские суды споры передавались по обоюдному согласию сторон. Таким образом, можно констатировать, что на основании КЗоТ РСФСР (1922 г.) была создана система разрешения как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров, включающая механизмы добровольного мирного разрешения конфликта с участием спорящих сторон.
Литература: Вальтер М. Трудовое право Германии. Бонн, 1993.; Рауль Ш. Камеры соглашения во Франции. М., 1906.; Канторович Я.А. Коллективный договор. Л., 1924.; Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999.; Озеров И.Х. Фабричные комитеты и коллективный договор. М., 1902.; Лаверычев В.Я. Царизм и рабочий вопрос в России (1861–1917 гг.). М., 1972. С. 16–18; Ленин В.И. О промышленных судах. Полн. собр. соч. Т. 4.


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
18.09.2019
7 октября профсоюзы приглашают правительство

Основной темой заседания президиума Федерации профсоюзов РТ, прошедшего сегодня под председательством Елены Кузьмичевой, стала подготовка к участию профсоюзов Татарстана во Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!», которая состоится 7 октября.

Подробнее
18.09.2019
Президиум Профсоюза АСМ РФ собрался в Автограде

В Набережных Челнах прошло выездное заседание Президиума Профсоюза АСМ РФ под председательством Андрея Фефелова. В заседании приняли участие председатели Ростовской и Ярославской областных организаций Профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций отрасли.

Подробнее
18.09.2019
Состоялось первое заседание совещания представителей депутатов парламента VI созыва

Сегодня в парламенте для предварительного обсуждения вопросов, вносимых на рассмотрение первого заседания Госсовета РТ шестого созыва, состоялось первое заседание совещания представителей депутатов, в котором приняла участие председатель Федерации профсоюзов РТ Елена Кузьмичева.

Подробнее
18.09.2019
Осенний забег вертолетостроителей

Соревнования по легкоатлетическому кроссу в зачёт Спартакиады Казанского вертолетного завода, организованные профсоюзным комитетом ПАО «КВЗ», прошли на днях в лесопарковой зоне озера Лебяжье под Казанью.

Подробнее
Профсоюзные Дни открытых дверей

Федерация профсоюзов Республики Татарстан с 30 сентября по 4 октября с 9.00 до 17.00 проводит «Дни открытых дверей». В рамках данного мероприятия граждане могут получить бесплатные консультации по вопросам трудового, пенсионного законодательства, законодательства по охране труда на личном приеме.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
17.09.2019
Состязались автомобилестроители

Первая Спартакиада Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Российской Федерации, посвященная Дню машиностроителя, прошла в Набережных Челнах 13-15 сентября.

Подробнее
17.09.2019
День рыбака: дубль слесаря Ивановой

В минувшую субботу распахнула свои двери гостеприимная база отдыха «Дубравушка», излюбленное место отдыха всех нефтехимиков. Коллектив ЦА, УГМетр и ДИТ, благодаря администрации ПАО «Нижнекамскнефтехим» и профкому ОО «ОПО НКНХ РХП» смогли ухватить последние теплые денечки и провести на территории базы День рыбака, приуроченный ко Дню города и Дню профсоюзов РТ.

Подробнее
17.09.2019
Обсудили вопросы профсоюзного сотрудничества

Председатель ФПРТ Елена Кузьмичева приняла участие в открытии информационного семинара «Основные изменения бухгалтерского и налогового законодательства в 2019-2020 гг», организованного Нефтегазстройпрофсоюзом России.

Подробнее
17.09.2019
С надеждой на сотрудничество

Генконсульство Республики Узбекистан организовало в Казани официальные и торжественные мероприятия, приуроченные к 28-летию Независимости Республики Узбекистан. В рамках праздничной программы состоялась встреча с руководителями профсоюзных организаций Республики Татарстан.

Подробнее
17.09.2019
Молодежная Спартакиада профсоюзов

С 27 по 28 сентября Федерация профсоюзов РТ проводит профсоюзную Спартакиаду среди работающей и учащейся молодежи. 27 сентября – соревнования для обучающихся в учреждения среднего профессионального и высшего образования; 28 сентября – соревнования для представителей трудящейся молодежи.

Подробнее
17.09.2019
«Энерготрансформация – 2019»: от теории к практике

В этом году Электропрофсоюз РТ ВЭП предложил новую идею формата обучения, с более глубоким и детальным рассмотрением вопроса охраны труда, а директор ООО «Энерготранс» Ринат Гарафеев поддержал идею и оказал полное содействие в её реализации. Благодаря этому масштаб Форума уполномоченных по охране труда серьёзно расширился.

Подробнее
16.09.2019
В Казани определили лучшего водителя трамвая

В столице Татарстана завершился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая», организованный Научно-Исследовательским институтом автомобильного транспорта по заказу Минтранса России.

Подробнее
16.09.2019
Кто дальше, кто быстрее

Чемпионат РТ по легкой атлетике в рамках Спартакиады «Здоровье-2019» среди команд отраслей сферы обслуживания и промышленности состоялся на казанском стадионе «Тасма».

Подробнее
16.09.2019
Подведены итоги конкурса на лучший колдоговор

Сегодня во Дворце труда под председательством главы Федерации профсоюзов Республики Татарстан Елены Кузьмичевой состоялось заседание Республиканской комиссии по организации и проведению VIII Республиканского конкурса «Лучший коллективный договор».

Подробнее
С Днем работников леса!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем работников леса!

Подробнее
13.09.2019
Новые методы для профобучения

Рабочая встреча Методсовета ФПРТ прошла сегодня в Большом зале казанского Дворца труда. На повестке дня значились вопросы, посвященные организации нового учебного 2019 - 2020 года.

Подробнее
12.09.2019
7 октября ФНПР потребует ограничить корпоративную алчность

Остановить корпоративную и банковскую алчность – с таким требованием ФНПР выведет своих активистов на митинги и пикеты 7 октября, во Всемирный день действий профсоюзов «За достойный труд!». Соответствующее постановление принято на заседании Исполкома ФНПР.

Подробнее
12.09.2019
УИЦ приглашает на семинар

Учебно-исследовательский центр Федерации профсоюзов РТ с 23 по 27 сентября проведет обучение для руководителей и специалистов, уполномоченных и членов комиссий по охране труда.

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2019
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: official@proftat.ru, official16@yandex.ru