Главная / Аналитика
22.05.2019
Эксперт: как работать с поколением Z? (Владислав Федосеев, директор по развитию MGCom)
Мы рекрутируем часть новых сотрудников через нашу систему обучения. В последнее время среди тех, с кем я провожу интервью, заметно выросла доля людей, которым сейчас 20-23 года. Данных для серьезной статистики пока маловато — ребята сотрудничают с нами от 3 месяцев до года. Но одно могу сказать точно: хотите остаться на рынке — учитесь работать с ними уже сейчас. Выбора у вас нет — по прогнозам, к 2020 году поколение Z займет 20% рабочих мест. Сработаться с ними будет не просто, но возможно. Объясню, почему на мой взгляд это так.

Образ себя

Ребята плохо представляют образ цели и перспективы профессии. То есть, на вопросы на собеседовании «Что тебе нравится в маркетинге?», «Кем ты себя видишь через 5–10 лет?» они отвечают с трудом или вовсе ничего не могут сказать. Еще труднее им представить, куда отрасль будет развиваться. Миллениалы гораздо четче представляют себе, чего хотят. Мы формировались в более линейных жизненных перспективах, с четкими горизонтами и с достаточно большими, но все же ограниченными возможностями. Мы знаем, куда идем, и кооперироваться с нами на этом пути достаточно просто.

Пока я не готов ответить, почему у цифрового поколения отсутствует запрос на профессиональную идентичность и эрудицию. Может быть в силу возраста, а может в силу новой, постоянно меняющейся среды, но в отличие от нас они не хотят быть или становиться «кем-то». И, на мой взгляд, это не только их проблема. Вы не сможете согласовать с ними план развития на несколько лет вперед, они его просто не видят. Я сейчас говорю не про тех, кто только закончил институт и ищет себя. Нет, речь о тех, кто уже определился со стартовой профессиональной сферой, выбрав digital.

Дети чатов

Зато в отличие от предыдущих поколений двадцатилетние не боятся делать ошибки. И это — очень крутой навык, который наше поколение вынуждено осваивать специально, часто за большие деньги. А дети нулевых с детства владеют методами поиска, перебора, столкновения с мнениями других. Свой опыт они легко выносят на публичное обсуждение, там же бесконечно тестируют собственные умозаключения и реакции.

С этим связана и еще одна их отличительная черта, которая сразу бросается в глаза на фоне старших коллег: готовность сотрудничать, создавать альянсы, вступать в коллаборации, работать в группах, много обсуждать, делиться мнением и запрашивать его у других. И я думаю, это тоже прямое следствие цифровой среды — не зря же их называют цифровыми аборигенами. С появлением мессенджеров и социальных сетей скорость обсуждения увеличилась, а время, необходимое для принятия коллегиального решения, сократилось в разы. А у нового поколения другого опыта попросту нет — они в этом выросли. Вот только у этого есть и оборотная сторона: почти никто из них не склонен к самостоятельной рефлексии.

Фокус на настоящем

Я обратил внимание, что в работе с двадцатилетними мне постоянно приходится делать поправку на одну особенность их восприятия. Им достаточно сложно видеть длинные смысловые конструкции. Представители поколения Z не понимают рынок не столько в силу нежелания, сколько в результате максимальной центрированности на себе. Их мало беспокоит контекст происходящего, потому что он постоянно меняется и, снова, в силу возраста, они его не видят и не чувствуют. Им интересно состояние «сейчас» — текущее взаимодействие с людьми, местом, проблемой. Их мало беспокоит ситуация вокруг. Они не хотят и не могут ее представить.

Но почему бы это не использовать? Наша практика показывает, что двадцатилетние гораздо эффективнее работают на мелких проектных действиях. И это — отличная возможность увеличить их вовлеченность и отдачу в проекты. Нужно просто позволить им не торопиться, тогда большое количество мелких повторений потихоньку сформируют некое чувство удовольствия от происходящего. Они входят во вкус, начинают понимать, что им нравится, а что нет, постепенно выстраивая профессиональную идентичность.

Такие же, как я

Еще одна яркая и, чего уж скрывать, совершенно невыносимая черта двадцатилетних: низкая договороспособность. Если вдруг что-то не нравится или случается какой-то микроконфликт, они не пытаются разобраться в причинах, а просто не выходят на работу, исчезают, уходят от коммуникации. Вопрос, как я могу стать лучше, что мне надо конкретно для этого сделать — мне не задавали ни разу.

Приходит человек на собеседование, и ты его спрашиваешь, почему он ушел с предыдущей работы. Общий вывод такой: не нравилось, решил уйти. Я спрашиваю, ты кому-нибудь сказал, что тебе не нравится? Нет, просто написал заявление. А что тебе на него ответили? Ответили: иди. Я говорю, а ты не поинтересовался, как твою работу оценивали? Нет. Такой конструкции нет вообще. Есть конструкция нравится — не нравится, пошло — не пошло. Но я точно знаю, что никто из них не задаёт вопрос работодателю, что я могу сделать, чтобы расти, и что я могу сделать, чтобы это было вау. Есть вопросы, хорошо мне или плохо? Сколько получаю я и сколько такие же как я?

Неудобно? Только на первый взгляд. Можно возмущаться тем, что поколение Z не учат этому в университетах. А можно настроить с ними диалог, быть с ними в постоянном контакте, не оставлять их один на один с собой.

Опасные гении

Среди поколения Z я встречал совершенно невероятных ребят, просто натуральных людей X. Их суперсила — способность к обучению, синтезу информации, они чувствуют тренды намного быстрее, чем другие. Даже не имея стратегических знаний и подходов, эти цифровые гении выдавали очень быстрый результат, и придумывали интересный продукт на стыке совершенно разных индустрий. Но как в фильмах про супергероев, даже если ты получил суперсилу, то пока научился ее контролировать — погубил много народу.

Люди поколения Z потребляют неимоверный объем разнокалиберной информации, но нахватанность не может заменить системные знания. К маркетингу это тоже относится. Несмотря на то, что это относительно молодая индустрия, в ней уже сложилась база знаний, построенная на кейсах и опыте предыдущих лет.

Digital — естественная среда обитания цифрового поколения — играет с ними злую шутку. Как это вижу я, многие из этих ребят думают, что они овладели профессией сами и сразу, опираясь на мнение и советы друзей. Они предпочитают получить собственный опыт ошибок, но практически никогда не готовы принять чужое решение.

С этой спецификой мне тоже приходится иметь дело. Нашим ответом стало обучение, в рамках которого мы поощряем совершение ошибок. Это материал для домашней работы, повод для разговора и анализа. После такой практики люди приходят успокоенные, умудренные опытом «свободы» и осознавшие, что есть решения, на которые можно опираться в конкретных ситуациях.

Эти гении могут «лопаться» от собственного величия, сбегать, впадать в истерику. И, конечно, они требуют повышенного внимания и контроля, хотя последний тяжело принимают. Его тяжело выстраивать, потому что у меня нет такой скорости. Но мне нужно не бегать с ними наперегонки, а понимать их лучше, чем они сами себя. Это и есть основной управленческий вызов и главная задача тех, кто планирует работать с будущим и на будущее.

Владислав Федосеев, директор по развитию MGCom

Источник: Marketus Brain Based


Назад |  Версия для печати
 
Новости Федерации профсоюзов РТ
14.11.2019
Тема дня – правозащитная работа

Основной повесткой дня заседания президиума Федерации профсоюзов Республики Татарстан, прошедшем сегодня под председательством Елены Кузьмичевой в Малом зале казанского Дворца труда, стала практика правозащитной работы трех членских организаций ФПРТ.

Подробнее
14.11.2019
Профсоюзные уроки для молодежи

Очередные занятия в Школе «Профсоюзное образование молодежи» прошли по инициативе Учебно-методического центра профкома ПАО «КАМАЗ» 12 и 13 ноября.

Подробнее
14.11.2019
Договорились о сотрудничестве

Делегация Федерации профсоюзов Республики Татарстан под руководством председателя Елены Кузьмичевой посетила Республику Узбекистан.

Подробнее
Общественное обсуждение проекта федерального закона

Министерством финансов России 30 октября 2019 года представлен для общественного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения (гарантированный пенсионный план)».

Подробнее
13.11.2019
Суперфинал фестиваля "Наше время - Безнен заман"

Заместитель председателя Федерации профсоюзов Республики Татарстан Марат Гафаров принял сегодня участие в торжественном открытии суперфинала VII ежегодного республиканского телевизионного фестиваля творчества работающей молодежи «Наше время – Безнен заман», прошедшем в КДК «Ленина».

Подробнее
13.11.2019
Бодрость духа и боевой настрой

Соревнования по плаванию в рамках XVI Спартакиады коллективов филиала АО «Татэнерго» - Набережночелнинских тепловых сетей состоялись 8 ноября.

Подробнее
13.11.2019
Лениногорский профсоюз АПК отчитался о работе

На днях состоялась отчетно-выборная конференция Лениногорской районной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации.

Подробнее
13.11.2019
Акцент на обучение

12 ноября состоялось очередное заседание Совета Технической инспекции труда Федерации профсоюзов РТ. На повестке дня обсуждались вопросы состояния производственного травматизма в Татарстане, предоставления сроков предоставления отчетности рескомами профсозов о проведенной работе, планах работы Технической инспекции труда на 2020 год.

Подробнее
13.11.2019
Начало туристическому движению положено

Любительский туристический клуб открылся в АО КОКБ "Союз" по инициативе молодежного актива общества.

Подробнее
12.11.2019
Спастись в огне и спасти чью-то жизнь

Обучение для Совета Технической инспекции труда, работников отраслевых объединений профсоюзов и аппарата Федерации профсоюзов РТ по пожарно-техническому минимуму и оказанию первой медицинской помощи состоялось сегодня в Малом зале казанского Дворца труда. Обучение организовала Техническая инспекция труда ФПРТ.

Подробнее
12.11.2019
Наградили лучших

Профсоюзный комитет ПАО «КАМАЗ» подвел итоги конкурса «Лучший профсоюзный комитет Объединенной первичной профсоюзной организации работников ПАО «КАМАЗ» за III квартал 2019 года.

Подробнее
Подписка на «Новое слово» онлайн

Уважаемые коллеги! В период досрочной и основной подписных кампаний Почты России подписаться на газету Федерации профсоюзов РТ «Новое слово» можно онлайн прямо здесь.

Подробнее
11.11.2019
С Днем экономиста

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! От имени Федерации профсоюзов Республики Татарстан и от себя лично поздравляю Вас с профессиональным праздником – Днем экономиста!

Подробнее
11.11.2019
В КФУ состоялось открытие Чемпионата "ГероИстории"

В целях интеллектуального, творческого и эстетического развития обучающихся через усвоение навыков публичного выступления Казанский (Приволжский) Федеральный университет запустил новый проект – Чемпионат КФУ по сторителлингу «ГероИсторий».

Подробнее
11.11.2019
Экскурсия в дом энергии

Экскурсию для школьников предпрофильных классов казанской школы №42 провели сотрудники АО «Татэнергосбыт» 8 ноября.

Подробнее
11.11.2019
Обсудили новые стандарты учета

Семинар-совещание с главными бухгалтерами первичных профсоюзных организаций ПРОФАВИА РТ прошел в Малом зале казанского Дворца труда 8 ноября.

Подробнее
11.11.2019
О здоровье и профилактике ВИЧ

На Зеленодольском машиностроительном заводе стало традицией приглашать на заседания профкома врачей городской поликлиники №3 для информирования работников об опасных заболеваниях и мерах их профилактики. Темой очередной встречи стал вопрос «Профилактики ВИЧ-инфекции среди взрослого работающего населения».

Подробнее
08.11.2019
На одной волне с молодежью

Награждение победителей конкурса профессионального мастерства среди молодых специалистов предприятий и организаций Казани на звание «Лучший по профессии – 2019» состоялось в Казанском молодежном центре имени А.Гайдара 31 октября.

Подробнее
08.11.2019
«Татнефть Профсоюз»: новая история

Итоги работы профсоюза «Татнефть» за период 2014-2019 год были подведены сегодня в Альметьевске в ходе VIII отчетно-выборной конференции организации, в работе которой приняла участие глава Федерации профсоюзов республики Елена Кузьмичева.

Подробнее
Все новости


Copyright by Федерация профсоюзов Республики Татарстан 2007-2019
420012, г. Казань, ул. Муштари, д. 9, E-mail: pressa-fprt@mail.ru, gazeta-proftat@yandex.ru